Первое занятие будет общим и состоится в среду в 1840 (02.10.2013) в Музее ЮУрГУ.
С собой обязательно иметь тетрадь и ручки. Занятие будет до 2020.
Максимально желательно: нотную тетрадь, карандаш и ластик.
Контактная информация:
Андрей: +7 951 78 45 889
Яна: +7 912 792 40 35
Сольфеджио (итал. solfeggio — от названия музыкальных нот соль и фа) — это учебный предмет, посвящённый развитию музыкального слуха. В основе сольфеджио лежит пение с называнием звуков. Отсюда произошло и само слово: оно образовалось из сочетания двух слогов — «соль» и «фа» (в странах английского языка предмет так и называется — «соль-фа»).
Обычно, в современном понимании, сольфеджио — это учебный предмет, в котором изучается музыкальная теория, музыкальная грамота.
Истоки сольфеджио идут из далёкой глубины веков — из музыкальной культуры Древнего Египта, Китая, Греции, где большое внимание уделялось обучению мальчиков пению. Основным элементом в таких занятиях обычно было разучивание мелодий по слуху и пение их наизусть. Ритм и изменения высоты звуков учитель указывал условными движениями руки и пальцев (это называлось хейрономией), а также мимикой и движениями головы.
Следующий этап в развитии сольфеджио наступает с возникновением нотного письма.
Начиная с эпохи Возрождения значение сольфеджио как предмета, связанного с практическим музицированием, непрерывно возрастает.
Одновременно с обогащением средств музыкального языка и развитием инструментальной музыки и расширяются границы сольфеджио. Создаются специальные упражнения на изучение ритма, тональностей, интервалов и аккордов. Появляются различные методы их практического освоения. Они объединяются двумя основными системами сольфеджио — абсолютной и относительной. В последней, имеющей более древние традиции, при пении слоговые названия звуков не связываются с одной определенной высотой (например, слогом «до» может обозначаться любой звук). При этом вместо нот и нотных линеек применяются ручные знаки (по типу хейрономии), буквенные и цифровые обозначения звуков в ладу, а также слоговые обозначения ритмических длительностей.
С XIX в. эта система распространилась во многих странах (Англии, Франции, Германии и др.), получив множество различных вариантов. Сейчас она широко используется в Венгрии, а в нашей стране — в республиках Советской Прибалтики.
Относительной системой нередко пользуются в начальный период обучения в музыкальной школе. Дальнейшее же обучение, связанное с инструментальной игрой, основывается на абсолютной системе, где каждый звук в пении называется так же, как и соответствующий ему звук на инструменте.
Понимать музыкальный язык разных эпох и стилей можно лишь путем всестороннего воспитания музыкального слуха. Он есть у каждого человека, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, то есть, способностью определять и воспроизводить точную высоту звуков. Слух может быть и относительным, его надо развивать с детства.
Сегодняшнее сольфеджио — предмет, включающий пение по нотам и упражнения, направленные на развитие чистой интонации, чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание на слух мелодий и созвучий), а также навыков нотной записи звучащей музыки (музыкальный диктант).
Слово «сольфеджио» имеет и другое значение. Так называют упражнение для вокалистов для развития музыкального слуха (часто с инструментальным сопровождением), которое исполняется с называнием нот.
Итак, сольфеджо — это:
- Учебный предмет, ставящий своей целью воспитание музыкального слуха; включает пение одноголосных и многоголосных отрывков из музыкальной литературы или специально написанных упражнений с произнесением названий звуков, а также музыкальный диктант и анализ на слух только что прозвучавших музыкальных отрывков
- Специальные вокальные упражнения, главным образом с сопровождением фортепиано, исполняющиеся на гласные звуки; называются также Вокализами.